Ivolga's Library

Ivolga's Library

Ivolga's Library

Его Величество Чёрный

"Черный цвет одновременно скромен и благороден. Непринужденный и удобный и, вместе с тем, таинственный. Но более всего черный — это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня" (с) Ёдзи Ямамото

Меня всегда скорее неосознанно, чем с каким-то умыслом, тянуло к черному цвету. Сегодня значительная часть моего гардероба находится во власти этого цвета, либо комбинации чёрного с другими цветами. Не удивительно, что, наткнувшись на книгу французского историка, антрополога и искусствоведа Мишеля Пастуро «Чёрный. История цвета», я не смогла пройти мимо. Сегодня я хочу поделиться с Вами некоторыми интересными фактами, связанными с эволюцией в отношении к чёрному цвету в исторической ретроспективе.
Материалом для написания статьи послужила вышеуказанная книга, из неё же взяты цитаты, встречающиеся далее по тексту.

Несомненно, что одна из самых стойких и древних ассоциаций, связанных с черным цветом, относит нас к ночи и тьме. Во многих религиях и мифологиях, тьма возникла раньше света, она была праматерью всего живущего, местом, где жизнь обрела свою форму.
Древнегреческая богиня ночи Никта — дочь Хаоса и, в то же время, мать Урана и Геи, то есть неба и земли. Она живет в темной пещере на краю мира и, облаченная в чёрные одежды, проносится по небу на колеснице, запряженной четырьмя черными конями. Нотт, богиня ночи у древних германцев и скандинавов, также во всем черном совершает небесные прогулки на черном скакуне.


Параллельно с этим чёрный цвет во многих древних цивилизациях Ближнего Востока ассоциируется с идеей плодородия. Эта же картина прослеживается на примере Древнего Египта, где разлившийся Нил покрывает поля слоем плодородного чёрного ила. В других культурах эта идея воплощается в черных тучах, оплодотворяющих землю дождями. Чёрный цвет присутствует на статуэтках доисторической эпохи, изображающих богиню-мать. Он же характерен для изображений более поздних богинь, так или иначе связанных с идеей плодородия: Кибелы, Деметры, Исиды, Кали и др.

"Черный как цвет земли, ассоциируемый с плодородием, часто будет выступать в дуэте с красным, который символизирует жизненную силу, будь то пламя или кровь. Ни тот, ни другой в данном случае не содержат в себе ничего негативного или разрушительного. Напротив, эти два цвета воспринимаются как два источника жизни, а их союз свидетельствует о процветании".

Однако чаще чёрный все же связан с чем-то неизвестным и таинственным: и не только с ночью, но и со смертью. В эпоху неолита в погребальных обрядах используются черные камни, а иногда — и различные тёмные предметы. В египетской живописи богов, связанных со смертью, всегда рисуют черными красками. Самый известный пример — Анубис, бог в облике шакала, имеет тело черного цвета. В мифологии древних греков царство мертвых Аид находится глубоко под землей. У римлян в ранний период Республики чёрный цвет присутствует в похоронных обрядах, а, начиная с III в. до н.э. римские римские магистраты начинают одевать на похороны тогу темного цвета. Так родилась европейская традиция носить траур.

"Вначале она имела небольшое распространение, но затем стала неуклонно развиваться, захватывая все новые социальные слои и географические регионы, и дожила в Европе до наших дней. Уже в эпоху Империи знатные римляне последовали примеру магистратов: родственники усопшего носят черные одежды, причем не только на похоронах, но и в течение более или менее долгого времени после них; период траура завершается пиром, на который гости являются уже не в черных одеждах, а в белых".

Известно, что люди научились изготавливать краски довольно рано, однако как ремесло красильное дело оформилось гораздо позднее — в эпоху неолита, когда многие народы перешли на кочевой образ жизни и начали производить текстиль в большом количестве. Раньше всего в обиход вошёл красный пигмент, а вот получение хорошей черной краски долгое время было трудной задачей, по крайней мере в Западной Европе. Первые черные красители на основе сажи и древесного угля были летучими и неровно ложились на ткань. Из-за этого вплоть до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались красивых насыщенных черных тонов. Их черных больше походил на серый, коричневый или темно-синий. В добавок к этому, чёрная краска неравномерно впитывалась, плохо закреплялась, отчего ткань в итоге имела непривлекательный грязноватый оттенок.

"Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния. Лишь черный мех считается изысканным, в особенности мех соболя: его цвет – самый красивый из всех оттенков черного, какие способен произвести животный мир".

Если для многих культур Древнего мира чёрный цвет не обладает исключительно негативным статусом, то для христианства чёрный — противоположность белому. Белый — цвет небесного света и воскресения, черный — Сатаны, греха и смерти. Образ Дьявола складывается в Европе в период с VI по XI век, царь тьмы и его приспешники всегда изображаются в темных тонах.
Пастуро пишет, что где-то начиная с XI века в Западной Европе черный становится главным дьявольским цветом. Предпосылки этого не до конца ясны.

"… в Библии куда больше внимания уделяется свету, часто заходит речь о тьме, гнетущей или карающей; однако тьма не всегда ассоциируется с черным цветом, а черный не воспринимается как цвет Зла.
Этой чертой его наделили западные Отцы Церкви, и, возможно, скорее под влиянием языческих традиций, чем собственно библейских. Как бы то ни было, на рубеже тысячелетий в течение нескольких веков черный считается цветом тела или одежды тех, кто находится в родстве с Дьяволом или служит ему".


Вместо с этим, начиная с IX века, чёрный цвет также становится символом смирения и покаяния и главным монашеским цветом. И хотя в повседневной жизни того времени черная ткань никогда не бывает действительно черной: чаще ее заменяет синяя, коричневая либо серая, а то и ткань так называемого «естественного» цвета, в текстах все чаще говорится о «черных монахах».
Ситуация существенно меняется в заключительный период Средневековья. Чёрный цвет постепенно завоевывает такую популярность, которую не знал никогда прежде. Этот цвет впервые приобретает новый положительный акцент и ассоциируется с респектабельностью, модой и даже роскошью.
В период Средневековья стойкий черный цвет можно было получить только из одного красителя — галла, или чернильного орешка, который в качестве нароста появляется на дубовых листьях.

"Галлы надо собирать до наступления лета, когда личинка еще находится внутри, затем медленно высушивать. Тогда орешек сохранит весь свой богатый запас танинов и даст красивую черную краску, но, так же как отвар из древесной коры или корней, этот краситель надо закреплять протравой – солями железа. Такая краска из чернильных орешков стоит неимоверно дорого: для нее требуется огромное количество сырья, и вдобавок сырье это приходится импортировать из Восточной Европы, с Ближнего Востока или из Северной Африки, потому что дубы, растущие в Западной Европе, дают либо очень мало чернильного орешка, либо плохого качества. В позднем Средневековье, когда европейские государи заводят обычай одеваться в черное, в больших городах с развитой текстильной промышленностью красильщики расходуют гигантские количества чернильного орешка, при том что цена его неуклонно возрастает".

Первыми в черное начинают одеваться юристы, судьи и чиновники, состоящие при дворах. Во Франции это началось в царствование Филиппа Красивого (1285–1314), в Англии – в конце царствования Эдуарда Первого (1271–1307), в нескольких городах Италии – в 1300–1320-е годы. У представителей данных профессий черный ассоциируется, конечно, не с силами зла, а, подобно представителям монашеских орденов, с честностью и добродетелью. Спустя некоторое время в чёрное облачились университетские преподаватели и другие посвященные люди.За ними моду на черное подхватят купцы, банкиры и вообще все, кто имеет отношение к финансам.

С тех пор, как знатные и состоятельные люди начинают переодеваться в чёрное, к красильщикам предъявляются всё более высокие требования по изготовлению качественной краски этого оттенка.
И они за каких-то два-три десятилетия в 1360-х годах действительно решают эту задачу сначала в Италии, потом в Германии, а затем и во всей Европе.
Вот что пишется о в трактате о цветах под названием «Сицилийский гербовник» (1430): «Хотя черный цвет кажется печальным, он благороден и исполнен добродетели. Вот почему купцы и богатые горожане, как мужчины, так и женщины, охотно одеваются в черное <…>. Черный ничем не ниже и не хуже всех прочих цветов, в какие красильщики окрашивают ткани в своих чанах и котлах. Некоторые черные ткани стоят так же дорого, как драгоценные алые сукна <…>. И даже если бы черный использовался только для траура, этого было бы достаточно, чтобы он занял почетное место среди цветов, ибо черное в знак траура носят государи и знатные дамы».
Очень скоро мода на черный цвет дошла и лиц, наделенных государственной властью. С конца XIV века черная одежда появляется в гардеробе итальянских венценосцев, а в начале следующего столетия она уже перешагнет границы Италии: короли и принцы других стран оденутся в черное.
XV век становится веком славы для черного цвета. Вплоть до восьмидесятых годов этого столетия не было такой знатной особы, в чьем гардеробе не хранилось бы изрядное количество черной одежды. Порой она бывала сплошь черной, а порой черный цвет в ней сочетался с каким-нибудь другим, обычно белым, серым или фиолетовым.
Начиная с 1520-х годов испанский двор будет диктовать свои нравы и обычаи всей Европе: вплоть до середины следующего столетия повсюду восторжествует знаменитый «испанский этикет», неотъемлемой частью которого являлся чёрный костюм.
Обычай венценосцев одеваться в черное, появившийся в конце XIV века, соблюдается при европейских дворах в течение всего XVI века и даже первой половины XVII века.

XVII век был одним из самых тяжелых в истории Западной Европы. Несмотря на блестящую придворную жизнь и пышные празднества, расцвет живописи и литературы, прогресс науки и знаний, кругом царят нетерпимость, деспотизм и ужасающая нищета. К бедствиям войны, религиозным конфликтам, непосильным налогам добавляются еще климатические аномалии, экономический и демографический кризис, чума и другие опустошительные эпидемии, постоянный страх и голод. Это был также век глубокой религиозности и одновременно крайней религиозной нетерпимости: простой смертный должен избегать всяческих прикрас и побрякушек, поэтому не удивительно, что черный цвет был преобладающим.

«Если мы заглянем в описи наследственного имущества, составленные в период с конца XVI века до первых десятилетий XVIII века, то в каждой из них отметим явное преобладание драпировок и одежды темных цветов. Так, в Париже в 1700 году у дворян (и мужчин, и женщин) 33 % предметов одежды были черного цвета… у чиновников — 44%… у слуг — 29%»
Совсем иная картина наблюдается в XVIII веке, веке Просвещения: буйство красок, радостные цвета, пастельные оттенки. Черный цвет уступает своё место более жизнерадостным цветам: синему, белому, желтому, розовому и др. Однако здесь следует сделать оговорку: в некоторых слоях населения и в некоторых государствах (например, в Испании и в Северной Европе) черный продолжает безраздельно властвовать.

"Черный цвет был изгнан почти отовсюду, но долго так продолжаться не могло. К концу столетия маятник моды качнется в другую сторону. Этого следовало ожидать: слишком резко Франция и другие страны отвернулись от цвета, который оставался на переднем плане в течение четырех столетий".

Сладкие воздушные грезы приелись миру, теперь в центре внимания в продолжение жизни почти трех поколений находятся мрачные сюжеты и мрачные персонажи. Мода на мрачное стала распространяться в 1760-е годы, с появлением в Англии жанра готического романа. Популярностью пользуются эзотеризм и спиритизм; некоторые поэты собираются на кладбищах, другие пробуют заняться черной магией, третьи вступают в тайные общества. Неудивительно, что чёрный цвет снова в чести.
Он на долгое время станет преобладающим цветом мужского костюма. Эта тенденция зародится в последние годы XVIII века, усилится во время революции (каждый добропорядочный гражданин должен носить костюм из черного сукна), достигнет апогея в эпоху романтизма, продлится весь XIX век и сойдет на нет лишь в 1920-е годы. Причем охватит она не только высший класс, но и людей скромного достатка.

Черный костюм этого времени обязательно строгий и суровый. В черное одеваются все те, кто обладает властью или знанием: судьи, адвокаты, преподаватели, врачи, нотариусы, секретари суда. Кроме того, во всей Европе представители профессий, предполагающих ношение форменной одежды, – полицейские, жандармы, пожарные, таможенники, почтовые служащие, моряки и т. п. – одеты в черное и не изменят этому цвету до первых десятилетий XX века, когда черную униформу постепенно начнет вытеснять темно-синяя – ее сочтут менее строгой или менее маркой.
Почти шесть поколений европейцев будет обязательным являться на службу или на работу в черном.

"Этот цвет словно разрушает или делает менее заметными социальные барьеры, потому что его носят и буржуа, и высший свет, его можно увидеть и на парадных мундирах, и на одежде слуг. Черного так много, что в конце концов этот вездесущий цвет становится невыносимым для тех, кто жаждет перемен или свободы".


Однако в мире, где вращаются деньги, черный – это обязательная норма, даже своего рода этика. Самый впечатляющий пример такой хромофобии – поведение Генри Форда, основателя одноименной автомобильной компании: несмотря на пожелания публики, он по моральным соображениям до конца своей жизни отказывался продавать какие-либо машины, кроме черных либо почти черных.
В начале XX века новизну и актуальное звучание черному цвету сумели придать первые дизайнеры, кутюрье и стилисты.
После Первой мировой войны популярность черного только набирает обороты. Большинство стилистов тех лет не обходятся без него, а знаменитое «маленькое черное платье» Габриель «Коко» Шанель, созданное в 1926 году, стало практически эмблемой этой новой тенденции. В это же время у «маленького платья» появляется конкурент – черный костюм, символ строгой элегантности и одновременно удобства, который с 1930-х годов начнут выпускать все модные дома и который продержится в моде до 1960-х годов, если не дольше.

«Черный цвет дизайнеров – это не роскошный княжеский цвет позднего Средневековья и не грязный, нищенский цвет больших промышленных городов; он строгий, но изысканный, элегантный и функциональный, яркий и радостный: одним словом, современный… Для многих дизайнеров и для значительной части публики черный за долгие годы даже превратился в эмблематический цвет дизайна и современности».


И сегодня чёрный — своеобразный фетиш кутюрье и всего мира моды: на любом мероприятии с участием стилистов и других деятелей моды поражает засилье черного цвета среди публики. Такая же картина наблюдается среди людей, связанных с деньгами либо с властью, что дает основания утверждать, что сегодня черный – это не только цвет творческого вдохновения и новаторства, но также влиятельности и могущества.

Однако у черного цвета есть еще одно значение. Это цвет бунтарства и протеста. К концу XVIII века черный флаг развевается на пиратских суднах планеты (до этого на нём изображалась голова мавра). Затем черный флаг появляется на суше: его выбирают своей эмблемой различные анархистские и нигилистские движения. Во второй половине XX века во все черное одеваются представители различных неформальных движений, чтобы выразить свои протестные настроения.

Сегодня черный цвет уже почти не воспринимается как символ протеста. Просто облачиться в черное уже недостаточно, чтобы привлечь к себе внимание. Сейчас по большей части так действуют только некоторые подростки, но это уже не вызывает интереса ни у кого, даже у социологов.

«Черная одежда перестала ассоциироваться с агрессивностью или нарушением запретов, зато мы используем ее так, что наши прадеды и прапрадеды пришли бы в совершеннейший ужас: надеваем черное на голое тело, вытираемся черными полотенцами, спим на белье темных тонов и даже одеваем в черное или темное маленьких детей. Сто лет назад такое было бы немыслимым, а сегодня никого не удивляет».

Мишель Пастуро приводит для примера перипетии в истории женского нижнего белья. Долгое время считалось, что одежда, соприкасающаяся с телом, должна быть белого цвета, или вообще не окрашенной. В основе этого были как причины гигиенического и морального характера, так и простые бытовые: при стирке белье кипятили, и оно линяло. Цветные предметы нижнего и постельного белья стали неуверенно появляться только с конца XIX до середины XX века.

«Возникла новая гамма цветов, предназначенных для нижнего белья, которая постепенно обзавелась социальными и моральными коннотациями. Одни цвета считались более женственными, другие более целомудренными, третьи более эротичными».

Черный цвет в противоположность белому долгое время воспринимался в отношении нижнего женского белья как непристойный или аморальный, пригодный для одних только распутниц или продажных женщин. Сегодня даже читать об этом странно. Чёрный не только утратил ассоциативную связь с проституцией, но и вот уже несколько десятков лет для женщин занял место белого, как наиболее распространенный цвет нижнего белья.

"Сегодня черный цвет как символ роскоши, зародившийся в конце XIV века и сохранявший актуальность еще два или три поколения назад, не встречается практически нигде; исключением можно считать разве что черную икру, а еще контейнеры для очень дорогих товаров (драгоценностей или духов). Преимущество черного над всеми остальными цветами сохранилось только в спорте – на поясах дзюдоистов и на горнолыжных трассах. Во всех остальных сферах жизни черный стал рядовым цветом.".

Или нет? Какое место черный цвет занимает в вашей жизни (и гардеробе  )?

Спасибо за внимание!
Вероника

Смотрите также
78 комментариев
Purshinka 10 июля 2017, 15:40
У меня черный цвет занимает значительное место, но не главное. Хотя я и много носить total black, не считаю это зазорным, но больше люблю серый мышь она и есть мышь В нашей семье есть правило при покупке машины «внедорожник может быть любого цвета, если он черный»  
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 19:58
Почему же сразу «мышь»?  
Серый — тоже очень благородный цвет, на мой взгляд
Lalila 10 июля 2017, 15:47
Я люблю черный. и это, наверное, 90% моего гардероба, не считая синий и серый)
Вероник, спасибо, прочла с интересом.
shoovi 10 июля 2017, 16:05
У меня все один в один так же) только есть еще пара белых рубашек)
Lalila 11 июля 2017, 07:31
Ну да, пара)
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:00
Спасибо, Лена, что заглянула!
Мы в этом видимо похожи, хотя бы я еще добавила красный и белый в отношении себя
Lalila 11 июля 2017, 07:32
Я красного, Вероник, наносилась в тридцать, сейчас у меня к нему вообще какое-то отторжение, могу только изредка ногти накрасить. Ну и губы раз в год)
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 07:55
Ну мне как раз тридцать с хвостиком)) Я ещё красным не перебесилась  
Lalila 11 июля 2017, 08:23
Мне Макс сказал..«дружишь с молодыми девчонками»  
malyshka_dori 10 июля 2017, 15:48
черный в моем гардеробе превалирует. лишь в последнее время стала выходить из образа сицилийской вдовы, разбавляя другими цветами. сейчас на красненькое потянуло. как законченная распутница нижнее белье воспринимаю исключительно черного цвета. для меня это сексуально и изысканно. люблю черный на блондинках и рыжих.
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:01
У меня тоже довольно много красных вещей, но в посведневной жизни я редко ношу этот цвет. Для меня он больше соотносится с каким-нибудь поводом обычно
SvitlanaNalyvaiko 10 июля 2017, 16:16
Люблю черный, но не считаю его универсальным, он очень многим не идёт. Очень часто заменяю черный темно-синим, шоколадным, тёмно-зеленым: именно эти цвета считаю для себя темной базой на данный момент.
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:03
Согласна. Мне кажется, черный лучше всего смотрится на контрастной внешности. Вообще тут много нюансов, конечно, хотя я не специалист в этом вопросе
Insideoutside 10 июля 2017, 16:30
Черный черному рознь) Качественные ткани насыщенного цвета, которые не выглядят на солнце выцветшими или грязными на мой взгляд смотрятся элегантно, строго. Люблю одеваться во все черное, большая часть гардероба состоит из черного и серого, хотя в последние пару лет добавились еще синие, голубые, белые и бежевые оттенки.
Спасибо за пост, было очень интересно!  
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:05
Спасибо, что прочитали и поделились мнением! Я тоже иногда одеваюсь во все черное, но в этом случае обязательно добавляю какой-то яркий акцент в образ: аксессуары, яркая помада, сумка и т.д
Melamori 10 июля 2017, 16:38
Мне кажется, что черный — очень опасный цвет) В том смысле, что достаточно сложно подобрать одежду черного цвета так, чтобы она смотрелась удачно и качественно, хотя большинство, судя по людям на улице, считают, что черный — беспроигрышный вариант. Я с ними не согласна   Точнее так: далеко не любой черный — беспроигрышный вариант. И, зная, что у меня не хватит вкуса подобрать одежду черного цвета такую, чтобы за нее было не стыдно, черный я почти не ношу   Исключение — обувь. Даже сумка черная только одна — маленькая. Ну еще обязательно черные брюки, все. Предпочитаю черному синий) Но на других женщин, надевающих черный, смотреть очень люблю) При условии, что все умело и со вкусом подобрано. А! Еще очень люблю черное кружевное белье)
Shpulka 10 июля 2017, 17:15
Подпишусь под каждым словом)) Самое сложное — это подобрать одежду с тканью черного цвета такого качества, чтобы она смотрелась «дорого» и не простовато.
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:08
Тоже очень люблю синий, особенно насыщенный темный, но, к сожалению, редко нахожу вещи в нем, которые бы меня цепляли. Гораздо реже, чем в чёрном  
faceofspring 10 июля 2017, 16:42
Не люблю чёрный цвет. На мой взгляд, он редко кого по-настоящему украшает, далеко не так универсален, как многие думают, требователен к качеству ткани и кроя. В моём гардеробе он много лет отсутствовал напрочь, сейчас есть только несколько вещей чёрного цвета на осенне-зимний сезон.
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:12
Насколько все разные)
Я без чёрного — никуда
Vera0305 10 июля 2017, 17:04
Какой интересный материал :) Любопытный ракурс. :)
Мой черный — это синий.
Собственно черный мне не идет, но на других мне нравится черная одежда. Очень элегантно смотрятся черные наряды на представителях зимнего цветотипа. Просто шик…
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:14
Спасибо, Вера!
Я как раз контрастная зима, поэтому у нас с черным прекрасные отношения  
Shpulka 10 июля 2017, 17:20
Спасибо, Ника, за такой подробный пост-экскурс. Вам такой формат рассказа удается, как никому другому!))
Лично для меня черный, несмотря на то, что мне этот цвет идет, — не самый предпочтительный цвет. Я люблю яркие сочные чистые цвета. «Черное» исключение в моем гардеробе — это маленькое черное платье, высокие черные сапоги и черная сумочка к ним.
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:16
Спасибо большое! Очень приятно)
У меня сочные цвета припасены в основном на лето. Я как бабочка, летом вылезаю из своего чёрного кокона  
slastenka 10 июля 2017, 17:22
Я не фанат черного цвета. Соглашусь с комментарием выше, что черный требователен к крою и качеству ткани.
У меня мало черной одежды: черная водолазка, кожаная куртка, зимнее пальто, несколько платьев, обувь и сумки.
Я блондинка, поэтому очень люблю или красный цвет или бежевую-песочно-коричневую гамму. К этой гамме люблю добавлять голубые, зеленые, желтые акценты.
Конечно черный это классика и этот цвет великолепно смотрится в классической одежде: брюки, жакет, пальто и т.д. И в инстаграме стилистов этот цвет прекрасно смотрится, когда он дополнен красивой прической, макияжем, аксессуарами и фоном.
Но в обычной жизни не все из нас стилисты и обыгрывать черный цвет не все умеют из-за чего он смотрится скучно.

Статья получилась шикарная, спасибо!
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:17
Спасибо большое за высокую оценку!
Cypre 10 июля 2017, 17:25
Чёрного почти нет. Ткани чёрного цвета должны быть безупречными. Но иногда, надевая для разнообразия, чувствую себя особенно
Solare 10 июля 2017, 17:30
Черного почти не имею (ношу только на работу, т.к. дресс-код черно-белый), меня он совсем не украшает, я в черном выгляжу болезненно, поэтому стараюсь его хотя бы от лица подальше носить.
Anna_Bel 10 июля 2017, 17:39
Потрясающий пост, атмосферно и познавательно  
Черный же не люблю ни в каких проявлениях, у меня нет ни единой(!!!) одежки черного цвета, включая неглиже и обувь. Вот просто нет. Дома в интерьере все очень светлое, почти белое, в общем черный терпеть не могу в любом проявлении. Машины — только белые. Ах, чуть не забыла — собачка черно-подпалая, но той-терьерам можно  
babka_Agrafena 10 июля 2017, 19:09
Вот под каждым словом подпишусь) у меня, кстати, собачка тоже чёрно-подпалая, только пинчер)
Nika_Ivolga 10 июля 2017, 20:30
Спасибо большое!
А у меня и машина почти чёрная (на самом деле, тёмно-тёмно-зеленая)  
А вот салон больше люблю светлый, это да
Galilei 10 июля 2017, 17:40
Спасибо, Вероника, за интересную тему! Цветовосприятие — это целая наука. Выбор человеком черного цвета и не только черного основывается на внутреннем подсознательном эмоциональном, психологическом и прочем уровне. Интересно описывает значение черного и других цветов Макс Люшер. Мне кажется, он прав. Некоторое время назад я с удовольствием приобретала черные вещи, и все они мне нравились. Сейчас же из черного осталось только нижнее белье и обувь (осенне-зимняя). Больше тянет на светлые оттенки и яркие акценты, базовым цветом стал серый, очень благородный, на мой взгляд.
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 07:14
Спасибо, Ольга! С Люшером я очень хорошо знакома  
Pushonka 10 июля 2017, 18:06
Всячески избегаю черных вещей, у меня их практически нет, к тому же выгляжу в черном болезненно. И никогда не понимала большой привязанности к черному, на девушках славянской внешности он редко смотрится хорошо.
Innesa 10 июля 2017, 18:33
ох, если бы была возможность, приплюсовалась бы ко многим отзывам, да черный очень требователен и как сказали выше: мой черный — это синий) та же песня.
Fish_Hoffmann 10 июля 2017, 18:59
Чёрный -это любовь. У меня теперь почти 95 процентов вещей в гардеробе чёрного цвета. Чепуха, что чёрный идёт не всем и что крайне редко он выглядит качественно и дорого! Любой цвет со временем тускнеет. Правильный уход за вещами-и чёрный останется надолго) Главное, уметь подбирать оттенки чёрного и правильно сами ткани комбинировать. «атлас и шёлк» будет конечно же чернее, чем трикотаж, из-за своей структуры. Чёрный очень выгодный цвет и многофункциональный.Под многофункциональностью я понимаю не «не пачкается» и «удобно», а то, что чёрный может как и привлечь внимание, так и скрыть свою хозяйку.
Знаете, это как Литвинову спросили почему она так часто носит чёрный цвет, ответ был таким «Чтобы было видно лицо!» ( не дословно, но смысл такой).
И да- в неформальных движениях, чёрный далеко уже не в качестве протеста носится, а как раз для того, чтоб выделяться и приковывать внимание к себе, к индивидуальности, характеру и т.д.
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 08:09
Интересно про Литвинову. У неё очень тонкое чувство стиля, стоит к ней прислушаться  
babka_Agrafena 10 июля 2017, 19:31
Спасибо за пост, только не совсем поняла про Форда, почему он «несмотря на пожелания публики, он по моральным соображениям до конца своей жизни отказывался продавать какие-либо машины, кроме черных либо почти черных»? При чём же здесь моральные соображения?)
К чёрному я равнодушна, ничего чёрного в гардеробе и косметичке не держу, универсальным его не считаю, мой «чёрный» — это синий, серый, винный.
chu13 11 июля 2017, 05:56
Внедрение конвейерного производства позволило Форду продавать свои авто по крайне низкой цене. Для покраски автомобилей в разные цвета необходимо иметь либо несколько комплектов покрасочного оборудования, либо перенастраивать их, а это увеличивает временные и материальные затраты производственного цикла. Посему было решено остановиться на самой дешевой консервативной черной краске. Боюсь, моральные аспекты тут ни при чем, знаменитая «жестянка Лиззи» стала черной только из соображений экономии.
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 08:21
Спасибо за комментарий.
Я привожу в данной статье только те факты, которые имеют место быть в книге Мишеля Пастуро. Он же, утверждая, что у Форда были определенные моральные принципы на этот счет, ссылается на следующие источники:
1. Sorensen C. My Forty Years with Ford. Chicago, 1956;
2. Lacey R. Ford, The Man and the Machine. New York, 1968;
3. Barry J. Henry Ford and Mass Production. New York, 1973.

Они мне не знакомы, но, полагаю, что там этот вопрос раскрыт более подробно, чем у Пастуро.
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 08:12
Спасибо, что прочитали! Мишель Пастуро под моральными соображениями в данном случае подразумевает крайнюю приверженность Форда пуританской морали.
Marlena 10 июля 2017, 20:06
в последнее время, прихожу к выводу, что люблю больше серый
Marina_Eesti 10 июля 2017, 20:11
Черный цвет люблю, но использую в одежде редко, за исключением брюк, ну и нижнего белья. Для меня черный довольно-таки не универсальный оттенок и моей неконтрастной внешности он не очень подходит.
Ya_ne_zdes 10 июля 2017, 22:22
Черный цвет приемлю только в аксессуарах, мне он категорически не идет, да и не люблю я его.
Мой «черный» — различные вариации серого.
lisaalisarus 11 июля 2017, 00:21
Я проходила в черном несколько лет. Мне в нем было очень комфортно, и весь гардероб отлично сочетался. В периоды брюнетистости, я уверена, мне шло, а в периоды рыжести — вряд ли. Очень от него устала, настолько, что больше практически не ношу, даже юбки и брюки. Серый и синий, вот мои нынешние замены черному. Они более щадяще относятся к моей внешности, как мне кажется.
Energydrink 11 июля 2017, 05:53
Очень обстоятельный и интересный пост, спасибо! Обожаю черный, в одежде он выгодно подчеркивает цвет кожи, и добавляет какую то неуловимую элегантность
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 08:22
Спасибо большое! Разделяю ваше мнение)
Ekaterina Ponomaryova 11 июля 2017, 05:53
Черный не люблю-ассоциации с трауром, лично для меня цвет опустошения и одиночества. Черное нижнее белье никогда не покупаю… а вот красное с удовольствием:)
arXidea 11 июля 2017, 05:54
любила черный очень, пока не пришлось поносить его года два-три в траурном варианте… теперь так же активно избегаю его, как когда-то искала… более того, синий теперь тоже не люблю, хотя обожала…
keffir 11 июля 2017, 05:55
Обожаю такие посты. Автор писал не 5 минут, думал, фото подбирал. Вот просто огромная благодарность и медаль за труд! Черный сейчас не совсем по сезону, но пост грандиозный. Лето короткое. особенно в Питере, и особенно в этом году. Поэтому сейчас хочу успеть хоть что-то не серо-бело-черное.Но историческая справка бесценна.
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 10:49
Спасибо большое! Рада, что вам понравилось))
Приезжайте в Сибирь, здесь теплее  
beautyboo 11 июля 2017, 06:19
О, прекрасная тема для диалога — черный, так или иначе, встречается в гардеробе каждого человека, вроде объединяющего различные статусы и характеры звена. В моем он тоже присутствует, занимая процентов 30-40. Пару лет я сознательно куталась в черный цвет, такой был способ побыть наедине с собой. Я общительный человек, у меня широкий круг друзей и просто знакомых, но иногда общения становится слишком много, хочется укрыться, спрятаться от него. Черный в данном случае выручает.
Также черный, на мой взгляд, символ строгости. На работе он буквально собирает меня в кучу, не дает расслабиться и «растечься» в кресле. (не то, что малиновые лодочки, джинсы и светлый пиджак, которые сейчас на мне)
Черный я часто выбираю в качестве беспроигрышного цвета вечернего платья. Длинное или миди, с кружевами или неглубоким разрезом сзади, оно уместно почти всегда.
В целом, в моем образе черный или его вариации (темно-синий, графит, темно-зеленый) были, есть и, я уверена, будут: люблю обувь и сумки черного цвета, это такая база, с которой можно работать, смело добавлять яркие детали, дополнять контрастными оттенками. Ну и черное белье, другое просто не приемлю. Под светлые блузы с неохотой, но надеваю телесного цвета бра, таких у меня всего два, при том, что для нижнего белья выделено две большие полки в гардеробе. Ну и ни в одной другой одежде не чувствую себя более уверенно и сексуально, нежели в черном классическом костюме и белой рубашке  
Caika 11 июля 2017, 07:20
На мой взгляд, чёрный-это так скучно. Я люблю цвета, только не попугайские. Если человек живет в северных широтах, то использование цвета в одежде еще является и терапией:) Солнца-то мало, всё серое вокруг. Я за цвет и разнообразие. Черный в обуви только и то считаю это скучным, но не встречаю подходящей обуви в шоколадном, бордовом и др цветах.
Lianushka 11 июля 2017, 08:14
Про одежду: из черного люблю только черное кружевное белье. При чем не скажу что такой вариант — мой самый любимый. Один из. И черные вечерние клатчи. Черные сумки из гардероба вытеснены. Разумеется, в гардеробе есть и несколько черных вещей, но это так… просто вещи без души. Терпеть не могу черную верхнюю одежду (в смысле пальто, куртки, пуховики), но при этом обожаю иссиня — черные меховые изделия.

Про косметику: черный лак для ногтей не прижился. Но вот обожаю угольно — черную жидкую подводку.

Про технику: люблю черную бытовую технику (включая телефоны и компы) и черные авто.
Lisenak 11 июля 2017, 10:15
Люблю черный цвет в аксессуарах и обуви, особенно на холодное время года. Сапоги, ботильоны, угги — черные. Есть черная сумка и 2 черных клатча. Очень универсально и все сочетается. А вот в одежде черный не очень люблю, особенно у лица. У меня мягкий неконтрастный цветотип (между мягким летом и мягкой осенью), черный мне не очень идет, лицо сразу кажется бледнее и с синяками под глазами. Предпочитаю вместо черного темно-серый, темный тауп, темные припыленные оттенки синего, фиолетового, изумрудного, бордового.
Признаюсь, девушки, у которых весь гардероб на 90% черный + еще черные крашеные волосы (при исходных светлых), кажутся мне немного странными, кажется, что они «прячутся» за этим черным цветом, не хотят или стесняются раскрывать свою истинную красоту… этакий «закрытый» образ, или защитный образ «роковой стервы», за которой прячется ранимая душа, так же есть ассоциация с трауром или со строгим офисным дресс-кодом.
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:29
Согласна, что черный действительно более выигрышно смотрится на контрастных девушках. У меня кожа очень светлая, волосы — темные, и я знаю, что черный выгодно этот контраст подчеркивает. А вот приглушенные мягкие цвета мою внешность, наоборот, стушевывают :(
Lisenak 11 июля 2017, 10:23
В большинстве случаев (если девушка не «Зима» по цветотипу), черный им не идет и только «гасит» внешность. Надеюсь, никого не обидела, это мое субъективное мнение.    
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:25
Я как раз «зима»  
Lisipunchik 11 июля 2017, 12:32
Безусловно, черному -да! Красивому,правильному, со вкусом подобранному. (Впрочем, как и остальным цветам тоже). Total black не нравится ни на себе, ни на других — редко кому (я вообще не встречала таких) удается грамотно подобрать весь ансамбль, а когда идет толпа и 90% в черном — вообще грусть-тоска-жуть.
Спасибо Вам за отличный пост! Супер!  
Nika_Ivolga 11 июля 2017, 12:37
Спасибо вам за то, что уделили время)
Dysha 11 июля 2017, 15:57
Увы, в жизни слишком много грустных поводов чтобы вне этих моментов носить черное.
Несколько лет уже вывожу черный цвет из своего гардероба и жизни в целом.
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:24
У меня черный, к счастью, не ассоциируется с грустью и негативом. Может быть поэтому я его и люблю))
man_i_ya 11 июля 2017, 17:41
Воспринимаю черный цвет — как черный цвет и не люблю его, и не ненавижу, черный- это просто черный и все. Его почти нет в моем гардеробе, за исключением двух коктейльных платьев. Для встречи нового года мне хочется шикарное черное коктейльное платье уже несколько лет подряд, ассоциируется с роскошью и беспроигрышным вариантом для светского общества. Так же черный ассоциируется у меня с силой и властью. Хочется одеть черное, когда черное настроение или когда надо показать статус, такое настроение посещается меня пару раз в год. Но чаще ношу темно-синее в такие дни. Остальные 362 дня в году я низоконтрастное зефирное существо в кудрях с гардеробом всех цветов радуги, а не только пастельных цветов. А вот белый цвет-моя любовь! Его много в моем гардеробе от сумок и пуховика до топов, бомберов и платьев. Только белые сапоги считаю моветон)
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:23
Я тоже белый очень люблю, правда обычно опять же в комбинации с чёрным. Белые сапоги — это кошмар, согласна. У меня одно время были светло-серые, но и они не прижились, так что сейчас у меня вся повседневая обувь, за исключением летней, чёрная или коричневая.
nelena 12 июля 2017, 05:38
Спасибо за Ваш прекрасный пост, пишете очень вдумчиво, обстоятельно, всегда читаю с огромным вниманием и уважением к проделанной Вами работе. Узнаю для себя много интресного. Чёрный и серый — мои любимые цвета. Считаю, что бархат, шифон и кружева особенно хороши в чёрном цвете.
Nika_Ivolga 12 июля 2017, 09:24
Спасибо большое за такую высокую оценку моей работы. Черные кружева — моя слабость  
Natalia_Bos 12 июля 2017, 19:07
Я очень люблю чёрный цвет! И он отвечает мне взаимностью)
Заинтересовала книга. Пойду искать.
Nika_Ivolga 12 июля 2017, 19:29
Единомышленники))
Почитайте, там ещё много чего интересного. Кроме этой, у автора есть подобные книги, посвященные другим цветам. Мне, по крайней мере, попадалась про синий в продаже.
Mega 12 июля 2017, 20:19
Спасибо за пост, очень интересно!
Я никогда не любила черный цвет. Жила в небольшом городе всю жизнь и видела только его в верхней одежде. Если учесть, что процентов 80 года у нас была холодина, он ассоциирировался у меня с мраком и безнадегой(( к тому же я знаю очень мало людей, кому он действительно идет.
А в школе меня удручало требование «белый верх, черный низ», избегала как могла и носила кофейные, бежевые, темно-синие и красные тона.
Косметику черных тонов не ношу, заменяю темно-зеленым, фиолетовым и коричневым.
В одежде предпочитаю яркие или нейтральные цвета, черный не переношу до сих пор. У меня даже ботинки фиолетовые или синие! Хотя белье предпочитаю черное)
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:12
Спасибо, рада, что понравилось!
Frankie_Stein 12 июля 2017, 21:57
Вероника, вы рассказали целую историю о черном цвете! Спасибо Вам.
У меня неоднозначное отношение к нему.
В первой половине жизни, до 20 лет, я практически постоянно его носила, т.к. это был тяжелый, трудный и крайне несчастливый для меня период, я носила траур целых 3 года. Для меня это была некая защита, обособленность от окружающего мира. Если тело и дух устали, им нужны силы, надев Черное можно перейти в режим сохранения энергии.
После 20 лет я перестала сознательно носить черный, за редким исключением, вроде кожаных сумок, обуви и верхней одежды, т.к. нечасто можно найти нужные мне вещи в дефицитом размере желаемого изумрудного или сапфирового, графитового или бордового цвета. Я неожиданно для себя обнаружила, что черный убивает, стирает, поедает, уничтожает мою светлую внешность, особенно вещи у лица. Недавно примеряла классную шелковую блузу, модель мне очень шла, я ходила вокруг да около, 2 дня думала, но все-таки не купила именно из-за черного цвета. Хотя многие считают черный простым и распространенным цветом, он идет далеко не всем, его нужно уметь носить.
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 05:19
Спасибо Вам, что прочли и поделились своей историей. Вас не сложно понять… У меня, к счастью, в отношении чёрного (да и любого другого цвета) нет каких-то стойких ассоциаций: ни положительных, ни отрицательных. Разве что не воспринимаю на себе яркий розовый, этакий цвет Барби. Хотя свою маленькую дочь с удовольствием в него одеваю, но блондинкам он и больше идет))
Ailita 13 июля 2017, 06:02
Я стала большой поклонницей Ваших постов про историю женской красоты и моды, что, собственно, подтолкнуло меня к регистрации на Косметисте в том числе. Особенно импонирует, что так тщательно прорабатываются источники, а мнения аргументированы. И у Вас невероятно легкий и приятный глазу стиль!
По теме поста. Черный цвет считаю очень статусным. Для меня это цвет тонкого вкуса и умения гармонично вписывать вещи в гардероб. В моем окружении его носят женщины старше сорока, занимающие серьезные посты. Мне пока до этого далеко.
На себе черный помню только в подростковом возрасте, когда всё, начиная с белья и заканчивая верхней одеждой, я любила именно черного. Это был мой протест и одновременно способ спрятаться в такую броню.
С возрастом в черном цвете полюбила, как и многие, красивое кружевное белье. Всё. В остальном предпочту темно-синий или темный шоколад. Ну, и, конечно, маленькое черное платье. Хочется цвета, хочется фактур, которые пока можно себе позволить. А черный пусть подождет своего часа.
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 11:30
Огромное спасибо! Даже не могу выразить, насколько для меня ценны и лестны такие комментарии  
Alicenomirrors 13 июля 2017, 17:36
Замечательный пост, спасибо! Мой гардероб на 98% состоит из черных вещей, а вот сумки, кошельки, шарфы всеразличных цветов и оттенков) И соглашусь с Ёдзи Ямамото - именно его высказывание о черном цвете в самом начале данного топика совпадает с моим пониманием черного.
Nika_Ivolga 13 июля 2017, 17:57
Спасибо, что уделили время!
Читала, что Ямамото — настоящий фанат черного цвета.
doch_montesumy 16 июля 2017, 19:44
Прекрасная статья. Обожаю черный цвет, его тайна, скрытность мне близки.
Спасибо за труд  
Nika_Ivolga 16 июля 2017, 21:26
Спасибо, что читаешь! Разделяю твою любовь))
Комментирование доступно только авторам. Войдите или зарегистрируйтесь.